mi_ze: (Default)
mi_ze ([personal profile] mi_ze) wrote2008-03-05 11:36 pm

День смерти Сталина

Эта история началась больше, чем полвека назад и произошла она в громадной стране, которой сейчас уже нет на глобусе.
В большом провинциальном городе жила еврейская семья - папа, мама и трое детей. И еще дедушка.
Так как папа был директор довольно большого завода, семья жила не в коммуналке, а в отдельной квартире. А так как папа был человек совестливый и все время уступал очередь на жилье тем, кому оно нужнее, квартира эта располагалась в полуподвальном помещении. Но там все же были две комнаты, из одной даже удалось выделить закуток для дедушки.
Старшая девочка, Рита, была правоверная отличница с вечно раскрытой книгой перед близорукими глазами. Средний брат, Сережик, рос тихим и болезненным. К десяти годам ему пришлось хлебнуть немало горя из-за своей робости и ярко выраженной еврейской внешности. Ну, а младшая, Катя, была Младшая и ходила в первый класс.
Мама, учительница музыки, управляла семьей железной рукой. Все дети были приучены в тяжелых жизненных обстоятельствах не жаловаться и не плакать. "Никто не должен видеть, что тебе больно. Надо держаться", - приговаривала мама, поливая разбитые коленки йодом.

И вот настал этот день, 5 марта 1953 года. В школах объявили, что Бессмертный - умер. Рита, как и все, была подавлена. "Что же теперь будет с нами, как мы жить будем без него", - переживала она. Но не плакала, приученная держаться. Не плакала она единственная в классе. Однако, то ли учительница не заметила этого в горе, то ли знала немного побольше о Бессмертном, только карательных мероприятий не последовало. В перемену Рита побежала поддержать подшефных первоклассниц. Там было море разливанное. Рыдали все, ни о каких уроках в тот день нельзя было и думать.

Тем временем в школе, где учились двое младших, тоже сообщили эту ужасную весть. И тогда Сережик, этот робкий и тихий мальчик, встал и сказал: "Ребята, не надо плакать!" Закончить фразу - дескать, надо крепиться и держаться - ему не дали. Учительница очень закричала и выгнала его из класса.

Назавтра Сережика оставили дома, в эту школу он больше не пошел. А на следующий день в первом классе учительница ласково спросила Катю: "Скажи, Катя, папа побил твоего брата за то, что он не любит Сталина?" "Нет, не побил", - честно заморгала глазами Младшая. И тогда встала ее соседка по парте, поправила банты и произнесла: "Маргарита Петровна, отсадите меня, пожалуйста, от Кати. Я не хочу сидеть за одной партой с девочкой, у которой брат не любит Сталина."

Вечером родители, тихо обсудив новость, собрали по тюремному чемоданчику и перестали спать по ночам - ведь аресты производились ночью.
Однако, тем временем шакалы в Кремле передрались за власть, их пособникам стало не до родителей. И никого не арестовали, никого не расстреляли, и детей не сгноили в детдомах для врагов народа - в общем, все закончилось прекрасно. А что родители поседели - ну, это неприятность небольшая.

Но замечательная история на этом не закончилась.

Прошло десять лет. После университета Рита работала в исследовательском институте. Как-то раз ей пришлось задержаться с начальником лаборатории после работы - надо было срочно что-то закончить. Закончив, разговорились.
- А какая Ваша девичья фамилия была? - поинтересовался он
- Гуревич.
- А Сергей Гуревич не родственник Вам?
- Это мой брат.
- Родной брат! Это Ваш родной брат! Боже мой! Какой необыкновенный мальчик! Какой герой! В то время, в то кровожадное время встать и сказать: "Ребята, не по ком плакать!" Я понимаю, конечно, дома велись разговоры - но тем не менее...
И сколько Рита ни старалась объяснить, что брат совсем не то хотел сказать, что он не мог этого сказать, что разговоры дома, конечно же, никакие не велись, что он вообще был трусишкой - ничего не помогало.
- Нет, не убеждайте. У меня сын учился в этом классе, он пришел и сразу все нам рассказал. Как мы восхищались мальчиком! Нет, он - настоящий герой! Все наши знакомые о нем знают!

Так тихий добрый Сережик стал легендой.

Но и на этом, и на этом еще не закончилась замечательная история.

Окончание следует.

.

[identity profile] krokodilovna.livejournal.com 2008-03-06 06:05 am (UTC)(link)
Спасибо, Эла. Детям-то как страшно было жить!

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-03-06 06:28 am (UTC)(link)
Дети-то не очень понимали. А родителям очень страшно было.

[identity profile] krokodilovna.livejournal.com 2008-03-06 06:45 am (UTC)(link)
Мне кажется, детям было просто страшно, а родители понимали - почему так страшно...

[identity profile] gamebird.livejournal.com 2008-03-06 07:50 am (UTC)(link)
Не думаю, что детям было страшно, дети всегда дети
Они и по улице ходить по ночам не боятся, только выпусти
Проблема в том, что промывку мозгов дома было очень сложно нейтрализовать, опасно для всех. Дети редко когда достаточно выдержаны чтобы молчать о своих тайных знаниях. Во многих семьях, численность которых была частично урезана в соответствующие годы, подрастающие дети об этом ничего не знали, хорошо, если к окончанию школы решались рассказать.
(deleted comment)

[identity profile] gamebird.livejournal.com 2008-03-06 08:25 am (UTC)(link)
В этом плане детям всегда страшно жить, если они каким-то образом выделяются и не имеют достаточно мужества и внутренней силы чтобы это отстаивать. Другое дело, что тогда к травле учителя подключались, но они и сейчас не дураки подключиться. Ну и последствия тогда могли быть более серьезные.
Я помню мне бабушка рассказывала, как в квартире раздался звонок и в трубку понеслось: " Ваш сын сволочь, свинья.... ". А всего-то оказалось, что он заснул на заводе во время инструктажа на практике, в школе он еще учился. Мда, наши учителя - особая тема, и в общей массе они все те же. Обругали, но замяли, а могли и из комсомола исключить и чего похуже.
Вообще времена более или менее всегда одинаковые. И животный страх от предчувствия смерти это не взгляд на политику, это просто страх.

[identity profile] krokodilovna.livejournal.com 2008-03-06 09:41 am (UTC)(link)
Сейчас детям как-то спокойнее живется, мне кажется. Они и за себя постоять могут в большинстве, и репрессий таких государство не практикует страшных...
Даже вот не знаю, поймут ли нынешние младшеклассники то, про что написано в этом рассказе...

[identity profile] gamebird.livejournal.com 2008-03-07 06:29 am (UTC)(link)
Мы проверим на нынешних младшеклассниках :-)и доложим.
Я часто слишком категорично высказываюсь, поэтому если что-то не так, то извините, пожалуйста. На самом деле у меня нет права судить о тех временах, я их не застала, и все рассуждения - на основании отрывочных сведений.

[identity profile] krokodilovna.livejournal.com 2008-03-07 07:18 am (UTC)(link)
Действительно интересно, как дети воспринимают рассказы об этом времени. Вряд ли в школе рассказывают о таких подробностях на уроке истории. А читать такую литературу начинают поздно. И не все. )))

[identity profile] krokodilovna.livejournal.com 2008-03-07 07:19 am (UTC)(link)
Действительно интересно, как дети воспринимают рассказы об этом времени. Вряд ли в школе рассказывают о таких подробностях на уроке истории. А читать литературу об этом начинают поздно. И не все. )))

[identity profile] spamsink.livejournal.com 2008-03-06 06:39 am (UTC)(link)
Моя мама-семиклассница, услышав от учительницы сообщение о смерти Сталина, расхохоталась. Учительнице пришлось объяснять разгневанным детям, что такое нервный смех.

[identity profile] chele-sta.livejournal.com 2008-03-06 06:48 am (UTC)(link)
Учительнице - большой респект. Смелая была женщина...

[identity profile] spamsink.livejournal.com 2008-03-06 06:56 am (UTC)(link)
Может быть, а может, просто в свое время не спала на курсе психологии в пединституте и умела отличать обычный смех от нервного. Но респект ей однозначно.

[identity profile] gamebird.livejournal.com 2008-03-06 07:46 am (UTC)(link)
А я помню смерть Брежнева. У нас в фойе повесили портрет и все шли со скорбным видом. И мне стало ужасно смешно, и поскольку надо было сдерживаться, то сдержаться не было никаких сил, я расхохоталась как безумная... меня еле-еле затолкали куда-то в дальние ряды. Скорби не было никакой на самом деле, даже у взрослых, я помню.
Насчет детей... вот у меня Соня, ей все можно объяснить, и я знаю, что она лишнего не скажет. А Веста, она хоть и старше и вроде талантливее, но совершенно без башки. Ее чуть-чуть подзадорить или сбить с толку и продаст все и всех. А ведь у нас опять страшно становится.
Элла, Ваша история реальная?

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-03-06 02:54 pm (UTC)(link)
Реальная, реальная.

смерть бр-ва

(Anonymous) 2008-06-05 05:36 pm (UTC)(link)
умница что смеялась. Я и мои близкие друзья ржали, хоть и не по христиански это. Задолго до этой смерти смеялись от души над некрологами(тогда устными) Баха: Вагрич Бахчанян: НЕКРОЛОГ № 1 21 января 1924 года умер В. И. Ленин, а дело его живет. НЕКРОЛОГ № 2 Центральный Комитет Коммунистической Партии Советского Союза, Президиум Верховного Совета СССР, Академия Наук СССР с прискорбием сообщают о том, что академик САХАРОВ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ чувствует себя нормально и продолжает заниматься своей деятельностью. НЕКРОЛОГ № 5 Президиум Верховного Совета СССР с глубоким прискорбием сообщает о том, что вчера после долгой и продолжительной болезни в 23 часа 59 минут скончались товарищи: Брежнев, Косыгин, Подгорный, Андропов, Гречко и другие члены Политбюро. НЕКРОЛОГ № 6 Комитет государственной безопасности сообщает о том, что 12 сентября 1979 года в 17 часов 30 минут в автомобильной катастрофе погибнет литератор Н. апстеп

Re: смерть бр-ва

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-06-05 10:47 pm (UTC)(link)
А Вы кто? Почему аноним?

смерть бр-ва

(Anonymous) 2008-06-05 05:37 pm (UTC)(link)
умница что смеялась. Я и мои близкие друзья ржали, хоть и не по христиански это. Задолго до этой смерти смеялись от души над некрологами(тогда устными) Баха: Вагрич Бахчанян: НЕКРОЛОГ № 1 21 января 1924 года умер В. И. Ленин, а дело его живет. НЕКРОЛОГ № 2 Центральный Комитет Коммунистической Партии Советского Союза, Президиум Верховного Совета СССР, Академия Наук СССР с прискорбием сообщают о том, что академик САХАРОВ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ чувствует себя нормально и продолжает заниматься своей деятельностью. НЕКРОЛОГ № 5 Президиум Верховного Совета СССР с глубоким прискорбием сообщает о том, что вчера после долгой и продолжительной болезни в 23 часа 59 минут скончались товарищи: Брежнев, Косыгин, Подгорный, Андропов, Гречко и другие члены Политбюро. НЕКРОЛОГ № 6 Комитет государственной безопасности сообщает о том, что 12 сентября 1979 года в 17 часов 30 минут в автомобильной катастрофе погибнет литератор Н. апстеп

[identity profile] lizkabg.livejournal.com 2008-03-06 08:27 am (UTC)(link)
Я тоже не плакала на смерти Сталина, несмотря на то, что нас вывели в коридор и построили линейкой для плача. Просто не могла выдавить ни слезинки, мне было стыдно, все кругом плачут, а я нет. Учительница меня потом ругала, но обошлось, не исключили.
Не плакала я и на похоронах моей дочери, причем совершенно не сдерживалась, просто глаза были совсем, совсем сухими. Вообще я никогда не плачу с горя или от боли, зато от обиды реву вовсю, причем могу расплакаться от пререканий с продавщицей. Еще слезы у меня рекой, когда смотрю сэнтиментальные благоглупости по телевизору.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-03-06 02:55 pm (UTC)(link)
Это бывает. Обычно - у сильных натур.

[identity profile] lizkabg.livejournal.com 2008-03-07 07:59 am (UTC)(link)
Спасибо за комплимент, но натура я довольно слабая, да еще трусиха невероятная, темноты например боюсь так, что куры от смеха валятся :) Думаю то, что я в таких случаях не плачу, это от какого-то неправильного подключения сенсорных цепей :)

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-03-07 03:07 pm (UTC)(link)
Нет, я правильно сказала. Я Ваши пОсты читаю.
Меньше всего человек знает себя.

[identity profile] sid75.livejournal.com 2008-03-06 08:41 am (UTC)(link)
Даешь продолжение!
Про детей: умные родители старались с детьми поменьше делиться, и полагаю, правильно делали, потому что всему свое время.
А мой папа тогда, 5.Ш.53, ходил по комнате и все повторял: сволочь, конечно, но все равно жалко.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-03-06 02:56 pm (UTC)(link)
Сволочь - не то слово.

[identity profile] gamebird.livejournal.com 2008-03-07 06:32 am (UTC)(link)
А почему жалко? Насчет тех, кто испытывал искреннюю любовь - понятно. А вот тех, кто понимал, что сволочь, почему было жалко?

[identity profile] sid75.livejournal.com 2008-03-07 07:14 am (UTC)(link)
Я его тогда не спрашивала, но думаю, что он как-то подсознательно думал и о своей смерти, о мучениях, которые ей могут предшествовать. Не могу точно выразить, но что-то в этом роде. "Отца народов" ему жалко не было, это уж точно.

[identity profile] ex-alex-arg.livejournal.com 2008-03-06 09:41 am (UTC)(link)
Вне всяких полититческих аллюзий - сам по себе рассказ очень приятный.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-03-06 02:57 pm (UTC)(link)
О, спасибо большое! Как приятно. Очень хотелось услышать мнение вне политических аллюзий.

[identity profile] gamebird.livejournal.com 2008-03-07 06:33 am (UTC)(link)
Да, мне тоже очень понравилось, я кинула ссылку всем, до кого дотянулись мои шаловливые ручки :-)

[identity profile] topsika.livejournal.com 2008-03-06 10:25 am (UTC)(link)
спасибочки. и как это ты так рассказала - без пафоса, но сочувствушт, поеживаешься, и сам вспоминаешь

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-03-06 03:01 pm (UTC)(link)
На том стоим, Наташенька. Истерики, кликушество - все это эффективно. Но нечестно.
Офф - спасибо за Шкловского.

[identity profile] florid-buljakov.livejournal.com 2008-03-06 05:01 pm (UTC)(link)
потрясающая история!

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-03-07 03:08 pm (UTC)(link)
Спасибо, что зашли.

[identity profile] dorimena.livejournal.com 2008-03-06 06:37 pm (UTC)(link)
и почему старшие дети вечно такие правоверные?

[identity profile] sid75.livejournal.com 2008-03-07 07:16 am (UTC)(link)
Вовсе нет! У меня именно старший с детства был "ниспровергателем"

[identity profile] dorimena.livejournal.com 2008-03-07 05:27 pm (UTC)(link)
:)