mi_ze: (Default)
mi_ze ([personal profile] mi_ze) wrote2008-04-22 09:57 am

(no subject)

Мой милый френд [livejournal.com profile] yuna28 прислала мне эту фотографию по почте.



Вот такой, как Юна написала, кентавр. Чем -то он мне знакомым показался. Вспоминала я, вспоминала, и вспомнила.

Как-то, будучи в Москве в начале 80-х, оказалась я на Павелецком вокзале задолго до прихода моего поезда. Надо было провести время, я пошла шататься по окрестностям и увидела музей, который назывался "Траурный поезд В.И.Ленина". Я и зашла.
Никому в здравом уме посетить музей с таким названием в голову не приходило, я бродила там одна. В центре большого ангара стоял поезд, идеально вычищеннный и украшенный цветами. Остальное пространство занимали какие-то малозначащие экспонаты.
Но один из них меня поразил и тронул. Это была модель первого памятника Ленину, сделанная в 1924 году, сразу после его смерти.
В скобках - это что же, при жизни Ему и памятника не было? Как странно это было прочувствовать мне, знающей, что скульпторы давно называют его "кормильцем".
Памятник этот сделали рабочие Донецких паровозоремонтных мастерских. Они сами разработали эскиз, сделали глиняную модель, увеличили и отлили. Передо мной стояла модель этого памятника, выполненная из нержавейной стали, блестящая и сияющая.
Но на модели были потрясающие детали, которых то ли не было на памятнике, то ли их убрали со временем. Дело давнее, почти все позабылось, помню только полукруглые кулисы, опоясывающие модель и стоящие не сплошным кругом, а с промежутками.
Однако одну деталь забыть невозможно. Рядом с моделью стоял стенд, причем было понятно, что этот стенд - неотъемлемая деталь памятника. На стенде подробно была изложена расшифровка символики. Для тех, кто не врубится.
Например, что цепи, опоясывающие земной шар - это цепи, которыми мировой империализм опутал пролетариат, и которые непременно будут сброшены в ходе мировой революции.
А кулисы вокруг земного шара - это и есть мировая буржуазия, которая теснит и не дает развиваться. А промежутки - это прекрасные районы, где цепи уже сброшены в ходе...
Много еще было там написано, от чего я пришла в восхищение, достала блокнот и списала слова для своего друга. Сотрудники музея с уважением наблюдали издали.
Вот этот самый памятник на картинке и есть, жалко только, без кулис. А стенд с текстом, возможно, стоит в стороне, а, возможно, его убрали. На заднем плане - видимо, производственные здания бывших паровозоремонтных мастерских, которые давно стали большим заводом.
Но что я хочу сказать. Честное слово, очень трогательной была эта модель. Такой искренней любовью от нее веяло. Все же это было время сильных чувств. И что мы имеем...
"Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом".

Меня поправили (см. коммент ниже).
Оказывается, это был траурный поезд, на котором тело Ленина привезли из Горок в Москву. Я за давностью лет позабыла - спасибо большое.

[identity profile] topsika.livejournal.com 2008-04-22 03:23 pm (UTC)(link)
Потрясающий памятник. И антураж какой. И что там под шаром - тренога, как у фотографа? Хороша история.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-04-22 03:42 pm (UTC)(link)
Слушай, а вон ведь там, внизу, текст. Вот бы узнать. что там осталось от тех надписей?

[identity profile] 1satana.livejournal.com 2008-04-22 03:56 pm (UTC)(link)
Это четверонога из фабричных труб, надо понимать. Потому что пролетариат, и всё такое

[identity profile] topsika.livejournal.com 2008-04-22 04:00 pm (UTC)(link)
Ну, да, наверно, так и есть - я просто не углядела четвертую ногу.

[identity profile] merinainen.livejournal.com 2008-04-22 04:42 pm (UTC)(link)
Это модель первого искусственного спутника Земли:))

С днем рождения Дедушки Ленина

[identity profile] samram111.livejournal.com 2008-04-22 04:33 pm (UTC)(link)
Да,были времена..

[identity profile] merinainen.livejournal.com 2008-04-22 04:40 pm (UTC)(link)
Голова профессора доуэля, вживленная в в туловище пришельца:))
Киберпанк, так сказать:))
Музей Поезда Ленина- это потрясает воображение!

[identity profile] ari100crat.livejournal.com 2008-04-22 05:25 pm (UTC)(link)
Да я ещё с утра утащила этот линк-послать своему другу. Он не в ЖЖ. Сорри, что сделала это без разрешения. Ты права- как-то наивно-трогательно... По крайней мере, РАНЬШЕ люди ВЕРИЛИ во что-то...Может быть оно и к лучшему, что сегодняшнее поколение потеряло свою наивность и веру. А может быть...потеряло ещё больше.( Я не конкретно о "кентавре"(между нами говоря-и смешно очень-эти НОГИ...:) ( параллельно с умилением)- я говорю о потере чувства ВЕРЫ к чему бы то нибыло...

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-04-23 03:34 am (UTC)(link)
да-да, все так...

[identity profile] nalymov.livejournal.com 2008-04-22 05:28 pm (UTC)(link)
Маленькая поправка: это был музей "Траурный поезд В.И.Ленина". На нем его гроб доставили из Горок в Москву.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-04-22 07:25 pm (UTC)(link)
О, правда! Спасибо большое, я позабыла, наверное, за давностью лет.

[identity profile] ex-ex-alexa.livejournal.com 2008-04-22 07:05 pm (UTC)(link)
очень интересно.
а я и не знала, что такой музей был.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-04-22 07:48 pm (UTC)(link)
Я случайно набрела. Может, его уже и нет.
yulkar: (Default)

[personal profile] yulkar 2008-04-22 09:33 pm (UTC)(link)
Картинка Юнина - прекрасна
и про расшифровку понравилось :)

[identity profile] svetlao.livejournal.com 2008-04-23 06:55 pm (UTC)(link)
Мы много лет снимали дачку по Павелецкой дороге , и я была в этом "музее". "Сильные чувства" - говорите Вы. А кто-то говорит:что-то мы потеряли, может, чувство веры во что-то. Я приведу заключительные слоа романа М.Алданова "Самоубийство": "когда умер Ленин, плакали миллионы людей. Лучше бы они плакали, когда он родился".

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-04-23 11:11 pm (UTC)(link)
Глубоко мною уважаемая Светлана Валериановна!
Надеюсь, вы нигде не увидели в моем посте апологетику Вождю как таковому.

Разбиралось неумелое, наивное, искреннее и потому трогательное художественное произведение. На которое, я думаю, теперь уже можно взглянуть именно и только как на памятник тем временам. Я думала, мне удалось выразить это в посте.


"Лучше бы они плакали, когда он родился" - лучше бы. Но они плакали, когда он умер - и искренне плакали. Что было - то было. Они искренне писали эти наивные пояснительные слова о цепях империализма. Они, действительно, испытывали сильные чувства, которые и были отражены в этой скульптуре.
Сейчас другие времена. Вылупившиеся из тех, но - другие. У нынешних времен другие памятники, отражающие как потерю веры в идеи, так и отсутствие сильных чувств. Об этом и пост, и коммент.
Весь этот длинный пассаж можно было заменить цитатой из Лермонтова, которой я закончила пост.

[identity profile] svetlao.livejournal.com 2008-04-24 10:57 am (UTC)(link)
Да нет, Вы абсолютно правы во всем. Просто меня очень поразили эти слова Алданова, я их и привела. Я совершенно верю в искренность тех людей и тех чувств.

[identity profile] sid75.livejournal.com 2008-04-24 05:43 am (UTC)(link)
Мне пост понравился. Я понимаю и Ваши эмоции, и чувства создателей памятника - вполне искренние.
"Лучше бы они плакали, когда он родился" - это можно сказать сегодня, но надо уметь оценивать явления с точки эрения того времени, той информации и тех эмоций, что имели место на рассматриваемый момент. А то получается точно по украинской пословице: "Якбы я був такый розумный тоди, як моя жинка зараз!"

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-04-24 11:28 am (UTC)(link)
:))

[identity profile] yuna28.livejournal.com 2008-04-24 04:56 pm (UTC)(link)
Я тоже получила этот шедевр по почте. Без комментариев. После первого шока эта картинка вызвала неудержимый хохот и мгновенно родилось название - Кентавр. Никаких сентиментальных мыслей (о наивности, искренности, вере и пр.), каюсь, не было. Я, правда, ничего не знала про траурный поезд и про модель памятника. А про то, где его установили, и до сих пор не знаю. На фото видно, что он где-то реально стоит - там люди же идут! Интересно было бы знать - где.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-04-24 05:41 pm (UTC)(link)
Думаю, там он и стоит, в Донецке, на территории бывших паровозоремонтных мастерских. Теперь это, должно быть, уже большой завод. Там за памятником, на заднем плане, производственные здания видны.

О первых памятниках Ленину

[identity profile] lazarf.livejournal.com 2008-05-04 11:32 pm (UTC)(link)
В действительности, при жизни Ленина памятников ему еще не было. Но такой должен был быть открыт в Ногинске - бронза, в натуральный рост (т.е. очень маленький). На открытии, кажется, руководители города хотели видеть самого вождя. Но его время истекло. Памятник был открыт в последних числах января 1924 г. (уже как настоящий памятник).

[identity profile] uvanimo-bark.livejournal.com 2008-05-11 08:38 am (UTC)(link)
Спасибо! Такого четвероногого Ильича я еще не видел:)

[identity profile] uvanimo-bark.livejournal.com 2008-05-11 08:46 am (UTC)(link)
PS Простите за дурацкую иронию.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-12-22 02:25 am (UTC)(link)
Да ничего! Задержалась с ответом - меня не было в стране.

[identity profile] nedovoz.livejournal.com 2008-12-04 03:15 pm (UTC)(link)
а мне это сразу напомнило, ну не напомнило... ассоциации... марсиане Уэлса. и что интерсно, они ведь встречались Ильич и Герберт!

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2008-12-22 02:22 am (UTC)(link)
Да, марсианские аппараты, похоже!

[identity profile] nedovoz.livejournal.com 2008-12-22 01:19 pm (UTC)(link)
МАРСизм-ленинизм))))