mi_ze: (Default)
mi_ze ([personal profile] mi_ze) wrote2006-10-28 01:07 am
Entry tags:

Идея Бродского - стихи в транспорте.

В одном из интервью с Бродским я прочла о его идее помещать в транспорте короткие стихи. Он считал, что приобщение максимального количества людей к поэзии будет полезно для - не помню точную формулировку, но что-то вроде смягчения нравов общества. Стихотворения должны быть лаконичными и запоминающимися. Он даже сочинил специально для такого случая:

I am tough
And you are tough,
But who will write
Whose epitaph?

Я крутой
И ты крутой,
Но кто напишет
Чью эпитафию?

Эти стихи были помещены в транспорте, и Бродский получил письмо от одного полицейского, чем очень гордился. Полицейский спрашивал, не криминальный ли случай имеет в виду автор. Нет - ответил автор - это скорее о писателях. (Пишу по памяти, но за смысл ручаюсь)
Помню, я тогда подумала о наивности поэтов. Кто будет читать эти стихи, чьи нравы они могут смягчить?

Потом вспомнила рассказ знакомых, что в супермаркетах Парижа лежат грудой комиксы с историей Франции, и пока мамы закупают продукты, дети роются в этих комиксах, берут их домой, если хотят, и что-то в головках застревает.

Прошло несколько лет, я ехала в торонтском метро, подняла взгляд к рекламе под потолком вагона и вдруг увидела знакомое: "I am tough..." Я не поверила своим глазам, встала, подошла поближе - действительно, портрет Бродского, несколько строк его биографии и это стихотворение.
И преамбула: с этого стихотворения Бродского, как инициатора, муниципалитет Торонто начинает помещать в вагонах метро стихи англоязычных поэтов.
С тех пор я всегда ищу в вагоне метро зеленоватоголубой прямоугольник с портретом автора, короткими строчками биографии и стихами. Я спрашивала у молодежи - говорят, читают они эти стихи: ехать долго, делать нечего.
Торонто - город эмигрантов, какие только лица не увидишь в метро. Общественным транспортом пользуются, в основном, эмигранты, и то, что муниципалитет принял такое замечательное решение, удивительно и приятно. Удивительно приятно!

[identity profile] vlasoff.livejournal.com 2006-10-28 11:43 am (UTC)(link)
В московском метро тоже было нечто подобное... Т.е. это Британский совет дал деньги на проект, но вышло нечто не совсем хорошее. Кое-как получилось. Т.е. они взяли по четверостишию от современных англичан, а рядом должен был быть перевод... Так вот, перевод был сделан на скорую руку, посторонним совершенно переводчиком. А идея неплохая. Подобраны были строчки как раз о транспорте...

А у меня была идея записать стихи лито с тем, чтобы их проигрывали в трамвае )))

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-10-28 01:04 pm (UTC)(link)
Мне кажется, проигрывание может быть слишком навязчиво, в тебя как бы насильно впихивают, как рекламу. А вывесить тексты, причем всегда в одном и том же оформлении, это лучше. Хочешь - читай.
Что же это Британский совет так националистически подошел. Надо было, если уж помещать, то русских. И не современных, а то конфликты бы пошли: "You are tough.." .:))

[identity profile] sid75.livejournal.com 2006-10-28 04:47 pm (UTC)(link)
Конечно, это куда как лучше, чем реклама прокладок или еще чего-нибудь. Но не думаю, что это хоть как-то способно повлиять на нравы или культурный уровень читающих в метро (автобусах). Но если у муниципалитета есть деньги, то почему бы и не...?
Интересно, а что бы Вы вывесили из русской поэзии?

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-10-28 05:18 pm (UTC)(link)
Диночка, я там написала, что все же молодежь - та, которую я спрашивала - читает, оказывается. Мне объяснили - ехать долго, делать нечего. Но ведь, собственно, на это и рассчитывалось.
А реклама прокладок - это святое. Это само собой, куда же без.
Что из русской поэзии - ну, не знаю, классиков, я же говорю. По погоде что-нибудь. Что-нибудь попроще.

Хочется мирного неба Хочется, чтоб отвечало
И счастливого счастья, Все своему назначенью:
Чтобы ничто не томило, Чтоб начиналось сначала,
Чтобы грустилось не часто Во-время шло к заверше
нью
Хочется синего неба Хочется шуток и смеха
И зеленого леса, Где-нибудь в шумном
Хочется белого снега, скопище.
Яркого желтого лета. Хочется и успеха. Но на
хорошем поприще.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-10-28 05:22 pm (UTC)(link)
Да... Безобразно получилось. Когда печатала, делала промежутки между столбиками, а при воспроизведении они исчезли. Впредь буду знать. Придется Вам домыслить эти промежутки. Я хотела четыре строфы напечатать двумя столбиками.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-10-29 02:40 pm (UTC)(link)
Все хотела еще добавить ответ на "если у муниципалитета есть деньги..."
Видели ли Вы где-нибудь муниципалитет, у которого есть лишние деньги? Торонто - тем более: весь громадный поток эмиграции в Канаду оседает, в основном, в двух городах - в Торонто и Ванкувере. Город растет невероятно быстро, рост площади города за счет, в основном, частных домов, заставляет муниципалитет тратить громадные деньги на коммуникации. А распределение бюджета ведется из столицы, Оттавы, равномерно по всем населенным пунктам. Так что проблемы огромные, читаем о них постоянно.
И то, что в муниципалитете нашелся человек, понимающий, насколько важна культура, и достаточно авторитетный, чтобы пробить затраты на нее - это удивительно и приятно. Спасибо ему.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-10-28 05:46 pm (UTC)(link)
Я перепечатаю. нехорошо.
Хочется мирного неба
И счастливого счастья
Чтобы ничто не томило
И грустилось не часто

Хочется синего неба
И зеленого леса.
Хочется белого снега,
Яркого желтого лета.

Хочется, чтоб отвечало
Все своему назначенью.
Чтоб начиналось сначала,
Во-время шло к завершенью.

Хочется шуток и смеха
Где-нибудь в шумном скопище.
Хочется и успеха,
Но на хорошем поприще.

Д. Самойлов




[identity profile] sanlengri.livejournal.com 2006-10-29 05:01 am (UTC)(link)
Да, помню стихи в метро. Действительно читают, я наблюдала.

[identity profile] topsika.livejournal.com 2006-10-30 02:26 am (UTC)(link)
А что? Хорошая мысль. Мне нравится.
И еще я обратила внимание, как по разному смотрятся стихи - при разбивке на стобцы, и иначе. Благодаря вам.
И вспомнила рассказ Паустовсого о старом корректоре, который взял домой на ночь безобразный рассказ, а вернул утром в виде блестящей прозы. А когда его спросили, не переписал ли он рассказ заново. он ответил - нет, я просто расставил знаки препинания. и выделил абзацы.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-10-30 03:41 am (UTC)(link)
Да, выделишь абзацы - проза заиграет. Помню этот рассказ. А я Вам прислала полностью стихотворение "Да как припомню долгий путь оттуда..." Позавчера, кажется. В комментах к старым фотографиям. Удивительное лицо у Вашей бабушки. Куда делись такие лица?

[identity profile] topsika.livejournal.com 2006-10-30 03:53 am (UTC)(link)
Если нас так отретушировать - мы тоже очент ничего. Надо попробовать.
Была к меня знакомая бная девочка. Ну, юная, ну, милая и остроумное. но какзтои все.
А потом бау, и прислала мвою фотографию. я носида ее по всегу дому, и вясняла, чья была такая расскарасавица. И впрямь 0 макияэж, туалет старинный, шляпка - она тогла готовилась играть в теаптре - прямо с портретов наших бпбушек

[identity profile] sergeyleskov.livejournal.com 2006-10-31 03:38 am (UTC)(link)
Я помню: в нью-йоркской подземке, году в каком-нибудь 91-92-ом, возвращаясь с работы и тупо уставясь взглядом в одну точку, вдруг понял, что читаю Бродского - на английском, но очевидно, никем кроме это написано быть не могло. Сначала подумал, что мне снится, но на самом деле - среди реклам под крышей вагона было его четверостишие. Помню, как видите, N лет, а многое позабыл.
СС

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-10-31 03:50 am (UTC)(link)
Это, видно, то самое, на что полицейский отреагировал.

[identity profile] sergeyleskov.livejournal.com 2006-10-31 03:56 am (UTC)(link)
мне кажется, другое, боюсь утверждать наверное... ИБ был, кажется, тогда поэтом-лауреатом США, что, собственно, и было "рекламируемо"
))
СС

[identity profile] debora.livejournal.com 2006-11-07 08:02 pm (UTC)(link)
Как интересно!:-)
А ведь я никогда не встречала стихи в общественном транспорте!

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-11-17 11:46 am (UTC)(link)
Может, в Германии этого нет.
Может, немцы малоэмоциональны?

[identity profile] debora.livejournal.com 2006-11-17 11:38 pm (UTC)(link)
Неа. В германиях нет!
Наверно, таки они малоэмоциональны!!!:-)))

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-11-18 12:20 am (UTC)(link)
Но вот мне написали
В Лейдене стихи - на стенах домов. Много. Вот список:
http://www.muurgedichten.nl/sitemap/sitemap.html

[identity profile] debora.livejournal.com 2006-11-18 02:58 pm (UTC)(link)
Ух ты,как интересно!!! А я и не знала!!!:-)

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-11-18 03:23 pm (UTC)(link)
Найдите в коммюнити "Бродский" этот мой пост - я там размещала - и в первом комменте - фотографии надписей.

[identity profile] debora.livejournal.com 2006-11-18 03:44 pm (UTC)(link)
Что-то искала и не нашла!

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-11-18 04:32 pm (UTC)(link)
http://community.livejournal.com/brodsky/109171.html

[identity profile] debora.livejournal.com 2006-11-18 08:52 pm (UTC)(link)
Здорово!!! Спасибо!!!

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-11-18 09:14 pm (UTC)(link)
На здоровье, заходите еще.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-11-18 09:18 pm (UTC)(link)
А как Вам шедевр Бондаренко, последний пост в "Бродском"? Воняет, а?

[identity profile] debora.livejournal.com 2006-11-18 09:25 pm (UTC)(link)
Я пока не состою в сообществе. Сейчас запишусь и буду читать.

[identity profile] debora.livejournal.com 2006-11-18 09:33 pm (UTC)(link)
Ага. Прочитала. Пренеприятно...

Не могу не откликнуться

[identity profile] kdv2005.livejournal.com 2006-11-17 07:29 am (UTC)(link)
В Нью-Йоркском метро стихи размещались чуть ли не пятнадцать лет, все за счет города: http://kdv2005.livejournal.com/192927.html
И спасибо за независимое подтверждение того, что эти строки Бродского все-таки появились в метро.

Re: Не могу не откликнуться

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-11-17 12:14 pm (UTC)(link)
Эти стихи Бродского и в Нью-Йоркском метро появлялись:

(Anonymous)
2006-10-29 04:46 pm (local) (from 68.197.135.15) (link) DeleteFreezeScreenTrack this Select
Ой, спасибо за пост. В 1993 я переехал в Нью-Йорк из Москвы. Помню как обрадовался, увидев в метро именно этот стих Бродского. Одно из немногих светлых воспоминаний того года.

Мои воспоминания о Н-Й метро: ад!
Но "overslept" - это хорошо, спасибо.

Re: Не могу не откликнуться

[identity profile] kdv2005.livejournal.com 2006-11-17 01:06 pm (UTC)(link)
Да-да, в комментариях по ссылке [livejournal.com profile] scottishkot мне об этом и рассказывал, но мы сначала никаких следов этого в Интернете не могли отыскать. А тут Ваш рассказ. Я как-то бестолково тут все это описал, но я имел в виду, что Ваш и подтвердил, что эти стихи и в нью-йоркской подземке были, не только в Торонто.

Re: Не могу не откликнуться

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-11-17 02:33 pm (UTC)(link)
Да, поняла.
Я помещала этот рассказ в коммюнити "Бродский", там были комменты о стихах на улицах и в транспорте в разных городах Европы.

Re: Не могу не откликнуться

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2006-11-18 03:24 pm (UTC)(link)
А вы откликайтесь, откликайтесь.:))

Re: Не могу не откликнуться

[identity profile] kdv2005.livejournal.com 2006-11-18 03:52 pm (UTC)(link)
Вот я и не смог не...

Re: Не могу не откликнуться

[identity profile] kdv2005.livejournal.com 2006-11-18 04:02 pm (UTC)(link)
Извините, не управляюсь я вовремя откликнуться. А обсуждения Вашей записи, и тут, и в сообществе, они очень интересные.

Я хоть сам стихов не пишу, но пытался подвигнуть двух человек, у которых это хорошо получается, написать что-нибудь и для московского метро. Ну а Станислав Немиров и сам, без просьб, написал. Мне всегда казалось, что стихи в метро должны быть такими, чтобы немного саднить, как царапина.