mi_ze: (Default)
mi_ze ([personal profile] mi_ze) wrote2011-06-30 07:37 pm

Еще раз об Окуджаве

Меня давно интересовал вопрос, знает ли Окуджаву современная техническая молодежь и как она к Окуджаве относится. И вот, мне представился случай задать этот вопрос своему старому знакомому, толковому молодому человеку - не знаю, как называется его должность, но знаю. что он очень успешно работает с компьютерами. Я попросила его прочесть предыдущий пост и высказать свое мнение о "Молитве"
Чтоб совсем честно - я попросила его поставить ролики мне в журнал, потому что эту премудрость мне никак не освоить.
"Молитву" по-русски он искать не стал. Ответил, опираясь на первую песню. В общем, понятно, что нашего любимого и обожаемого Окуджаву он - а думаю, вся техническая молодежь - не знает. Очень жалко, они много теряют, но что делать, жизнь так идет.
Вот его реакция (только начало)
Еще раз оговорюсь - молодой человек очень интересный и думающий.

За всех "молодых людей" не скажу, но отношение к военным песням есть, и оно скорее негативное в целом оттого, что Войну наполняют какой-то духовностью и окопной романтикой, наполняют каким-то Смыслом, как будто это борьба Добра со Злом.

Видимо, я воспитан как-то в духе того, что война - это грязное, кровавое месиво. Там кровь, кишки,
покалеченные и убитые в рвах-братских-магилах, засыпанные хлоркой или извёсткой.

Там нет романтики и духовности, просто люди как обычно убивают друг друга, и более того, это поставлено 'на поток'. Это такая индустрия по производству трупов и разрушенных судеб. В конечном итоге, никакая Высшая Цель не достигается.

П,оэтому когда бард поёт об окопах и героизме, мне кажется, что он (бард) живёт в каком-то своём мирке идеализированных представлений о войне как о Подвиге, в то время как на самом деле там люди цепляются
за жизнь или мстят за убитых "товарищей по несчастию".

Я решила поставить в свой журнал выдержки из моего ответа. Хоть я и понимаю, что он грешит сентиментальнотью - но я так думаю.

1. Мое личное отношение к войне
Думаю, достаточно привести мое стихотворение, которое я написала незадолго до начала афганской войны - должно быть, она уже носилась в воздухе.

Опять весна. Листва еще прозрачна
и призрачна. Опять по радио
война, война, война - как день вчерашний!

Не кровь, не гной, не стоны раненых -
- "Сраженья! И победы! И награды!"
- Вещают вдохновенно ветераны.
(Кому пришлось всерьез повоевать -
не любят о минувшем вспоминать)

Зато, когда понадобится нефть,
война покажется совсем нестрашной.
И загремит по радио напев:
- "Поможем угнетенным братьям нашим!"
И заблестят у мальчиков глаза
под старческие бредни боевые.

И понесут гробы их поезда
к твоим просторам, матушка Россия.

Вот, стало быть, с моим отношением понятно.

2. Окуджава хлебнул войны больше чем достаточно. И не только войны. Окуджава как раз был пацифист.
Его песни "До свидания, мальчики". "Ленька Королев". Или вот -

"А если что не так, не наше дело -
Как говорится, Родина велела.
Как трудно быть ни в чем не виноватым
Совсем простым солдатом, солдатом"

Или вот такие пронзительные строчки
"Как верит солдат убитый,
Что он проживает в раю..."

Окуджава, безусловно, пацифист.

3.Так откуда эта первая песня тогда - единственная его, которую ты выслушал?
Оттуда, что он мудрый человек. И он, когда был в Израиле, многое видел и понимал.
Он знал, что бывают ситуации, когда нет выхода - надо воевать. Песня писалась в Израиле - стране, которая с населением в пять миллионов противостоит 150-миллионному арабскому миру. Противостоит странам, в основном законе которых написано - уничтожить Израиль. Песня родилась в Израиле, который, несмотря на всем известное нежное и бережное отношением к детям и женщинам, вынужден призывать своих девочек в армию - нехватает солдат.
"Кровью и порохом тянет порой из-под близких границ" - не метафора. Тянет по-настоящему, и в иные месяцы дня нет без взрывов и бомбежек.
Вот он и смотрит на эту девочку, которой приходится пережить то же, что он пережил. Только за ее спиной нет чекистских загрядотрядов с автоматами, нацеленными ей в спину - девушки идут, понимая, что нельзя по-другому.

А теперь - вот слова "Молитвы"
Пока Земля еще веpтится,
Пока еще яpок свет,
Господи, дай же ты каждому
Чего у него нет.
Мудpому дай голову,
Тpусливому дай коня,
Дай счастливому денег
И не забудь пpо меня.

Пока Земля еще веpтится,
Господи, твоя власть,
Дай pвущемуся к власти
Навластвоваться всласть.
Дай пеpедышку щедpому
Хоть до исхода дня,
Каину дай pаскаянье
И не забудь пpо меня.

Я знаю ты все умеешь,
Я веpую в мудpость твою,
Как веpит солдат убитый,
Что он пpоживает в pаю.
Как веpит каждое ухо
Тихим pечам твоим,
Как веpуем и мы сами,
Не ведая что твоpим.

Господи мой, Боже,
Зеленоглазый мой,
Пока Земля еще веpтится
И это ей стpанно самой,
Пока ей еще хватает
Вpемени и огня,
Дай же ты всем понемногу,
И не забудь пpо меня.
Дай же ты всем понемногу,
И не забудь пpо меня.

[identity profile] cema.livejournal.com 2011-07-01 12:54 am (UTC)(link)
Окуджава был пацифист? Вот новости.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2011-07-01 01:24 am (UTC)(link)
Мне кажется, его песн об этом говорят. Вот и Марина, ниже, согласна. Не вижу, чем Ваше мнение можно обосновать.

[identity profile] uvanimo-bark.livejournal.com 2011-07-01 02:04 pm (UTC)(link)
Конечно, так!

[identity profile] beresclet.livejournal.com 2011-07-01 01:19 am (UTC)(link)
Мне кажется, что с песней про девочек гораздо важнее, что это отражение старой военной песни про мальчиков. Без этого смысл совсем другой. А так всё меняется. И девочки эти уходят, как он когда-то, он ведь был совсем мальчиком, господи. А про войну - мне кажется, что тот, кто не жил в ней, может себе позволить судить - месиво и бойня. Зачеркнуть и выкинуть. Так и есть, конечно. А кто жил и выжил - жизнь-то не выкинешь.
И - "на Германской войне только пушки в цене, а невесту другой успокоит" это ли не пацифизм?

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2011-07-01 01:26 am (UTC)(link)
Совершенно согласна. Но ведь они не знают его песни - и не с чем сравнить.

[identity profile] cema.livejournal.com 2011-07-01 04:10 am (UTC)(link)
Это не пацифизм, это горечь жизни.

[identity profile] jeeves-cat.livejournal.com 2011-07-01 01:39 am (UTC)(link)
Насколько помню там вСласть: "Навластвоваться вСласть".

Окуджавы и близкие его друзья под конец жизни были пацифистами, людьми, раздавленными войной морально. Но самое ужасное, что тогда еще сохранялась иллюзия, возможны какие-то перемены и жизнь переменится к лучшему. Сейчас эти иллюзии почти растаяли.
Но без того героического восприятия действительности, романтизации революции и пр., которые были свойственны уходившим добровольцами, уверена, войну было не выиграть.
А сейчас очень заметна обратная тенденция, жесткая и циничная, полная дегероизация, выворачивание наизнанку всех ценностей, на которые может человек опереться, оказавшись в экстремальных условиях. Это не делает сильным его дух. Сейчас уже покушаются на 9 мая. Праздник, который всегда объединял народ огромной страны.

Спасибо, очень интересно было прочесть, если можно так сказать, имея в виду тему и предмет разговора.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2011-07-01 02:26 am (UTC)(link)
Да, конечно, всласть. Это опечатка, я скачивала. Спасибо.
Что касается 9 мая. Зная все, что мы знаем сейчас - а мы еще не все знаем - О взятии городов к праздничной дате любой ценой, об участи инвалидов на Валааме, о ветеранах, живущих в нищете, о том, что вот, например, Боннер писала, недавно отобрали у ветеранов льготу на бесплатное заверение документов у нотариуса, зная теперь, как обеспечиваются ветераны и тем более инвалиды войны в Штатах - какое уж единение, какое празднование. Это теперь праздник политтехнологов.

[identity profile] jeeves-cat.livejournal.com 2011-07-01 02:57 am (UTC)(link)
9 мая объединяло страну. Имела в виду, что в каждой семье были ее жертвы, потери, война прошла, оставив след, который нельзя забывать. И это день памяти. У нас всегда так было в семье. Теперь вспоминаю родителей, родню, друзей семьи, кто воевал, у кого близкие не вернулись. Объединяет память и схожее понимание истории. Это я имела в виду.

[identity profile] sid75.livejournal.com 2011-07-01 09:10 am (UTC)(link)
Нет, ты совершенно не права, и другие, которые "отменяют" 9 мая, тоже не правы. Не надо смешивать политическую подоплеку войны, закулисные мошеннические пакты, жестокость военачальников и подлость властьимущих с тем, что досталось на долю Солдата (и оставшегося в живых, и погибшего), на долю его близких, в общем (как это ни пафосно звучит) на долю народа. Это праздник выстоявших, несмотря ни на что. И никакое знание (о взятии к дате, о судьбе на Валааме и многое, многое другое) не может зачеркнуть этой правды.
Кстати, твой умный и думающий мальчик - большой дурак. Да, война - это грязное, кровавое месиво, и если бы можно было без нее обойтись, это было бы прекрасно, НО... Что ж, не защищаться? Не защищать свою землю, свою веру, своих детей, свое будущее, в конце концов? Сказать - нате, берите, убивайте, но не навязывайте мне войны! Я не хочу быть там, где "просто люди как обычно убивают друг друга, и более того, это поставлено 'на поток'. Это такая индустрия по производству трупов и разрушенных судеб. В конечном итоге, никакая Высшая Цель не достигается."
А романтика (песенная, я имею в виду) просто необходима, чтобы остаться Человеком, потому что в одном твой мальчик прав - кровь и грязь, кишки и трупы имеют место быть.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2011-07-01 12:56 pm (UTC)(link)
Примерно это я и сказала в посте - надо различать войну и войну. А относительно 9 Мая - во что его сейчас превратили в России, от этого тошнит.

[identity profile] sid75.livejournal.com 2011-07-01 01:35 pm (UTC)(link)
Я не смотрю на российский официоз, у меня свое 9-е мая, когда я вспоминаю всех членов семьи, которые не пережили войну, отца, наши с мамой испытания и многое другое. И песни, которые вошли в душу. И плАчу, хотя стараюсь удержаться. И в Йом зикарон я смотрю по ТВ на лица этих мальчиков и чувствую себя мамой каждого из них. Поверь, что это не слова, хотя звучит слишком красиво.
Кстати, я давно хотела сказать: зачем ты так глубоко втягиваешься в российскую политику? Если у меня еще есть причины (Павлик, внуки), то у тебя только "тоска по родине"?

[identity profile] uvanimo-bark.livejournal.com 2011-07-01 02:18 pm (UTC)(link)
Низкий Вам поклон!

Кстати, я давно хотела сказать: зачем ты так глубоко втягиваешься в российскую политику?

Мне кажется, дело вовсе не в "политике" здесь. А дело в том, что честные люди, даже очень давно (даже в раннем детстве) покинувшие страну, которая сейчас зовется РФ, по-доброму относятся к ней, к ее языку, к ее людям. Сочувствуют нашим очевидным проблемам. В отличие от тех, кто, сидя внутри МКАД, изощряются в сентенциях о "сраной рашке" и о том, "как бы отсюда свалить":(

(deleted comment)

[identity profile] uvanimo-bark.livejournal.com 2011-07-01 05:39 pm (UTC)(link)
Вообще, мой френд, в данном случае я обращался к [livejournal.com profile] sid75 :)) Простите:)

[identity profile] sid75.livejournal.com 2011-07-01 06:59 pm (UTC)(link)
Да, это так.Трудно быть равнодушным к стране, которая была твоей родиной, с которой... ну, в общем, сами понимаете. Но иногда (к Элле это не относится) попадается такое злорадное перелопачивание, я бы сказала, смакование российских бед, состояния ее науки, экономики, многого другого. Тогда мне кажется,что эти люди убеждают сами себя: "Как я правильно сделал, что свалил!" Хотя там, куда свалили, не очень успешны.
А Элла просто слишком уж близко к сердцу принимает, вот я и предложила ей не втягиваться слишком глубоко.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2011-07-01 04:56 pm (UTC)(link)
Тоски нет, конечно. Если я тоскую, то по Израилю. Любимые люди там и в России, ты же знаешь.

[identity profile] cema.livejournal.com 2011-07-01 04:13 am (UTC)(link)
Сейчас эти иллюзии почти растаяли.

А если всё не так, а всё как прежде будет,
Пусть бог меня простит, пусть сын меня осудит
За то, что распахнул счастливые крыла.
Что ж делать? Надежда была.

(Цит. по памяти.)

[identity profile] studenetc.livejournal.com 2011-07-01 06:01 pm (UTC)(link)
И заблестят у мальчиков глаза
под старческие бредни боевые.

Абсолютно согласна со всем стихотворением. От пафоса и романтики коробит. Моя новая страна Америка куда посылает своих мальчиков? Внук мужа служит на корабле разрушителе, сватил радиацию в Японии. Да, потом его будут чествовать и промывать мозги бреднями.
Девочек израильских очень жалко, но там реальная цель. А тут за что?

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2011-07-01 11:02 pm (UTC)(link)
Но в Штатах, вроде, нет обязательной воинской повинности?

[identity profile] studenetc.livejournal.com 2011-07-02 03:17 am (UTC)(link)
Абсолютно нет. Идут за военной "карьерой", потому что гражданскую начать сложнее, а туда здоровых и неглупых берут всех, еще и приплачивают. Но какой хоровод устраивают родители и дедушки чтобы "под старческие бредни боевые" проводить! Патриоты!

[identity profile] tarasych.livejournal.com 2011-07-01 06:03 pm (UTC)(link)
мальчик абсолютно прав. И он прекрасно воспитан, чтобы очень четко понимать все вещи, о которых он сказал. Любое ее охудожествление - мерзость. Здесь только астафьевский кусочек адекватен реальности (его-то я и взял в Хрестоматию). А фильм про нее может только поздний Герман сделать (но, боюсь, нет у него на это лет пятнадцати).

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2011-07-01 11:06 pm (UTC)(link)

У него дед воевал по-настоящему, из тех, кто "Не любит о минувшем вспоминать" и лишил внуков всякой военной романтики.
Но почему же только Астафьев? Не вижу романтизации войны в "Возьму я вещьмешок, шинель и каску..."

[identity profile] cema.livejournal.com 2011-07-02 01:42 am (UTC)(link)
Романтизации, конечно, нет, а в этой песне вообще ирония.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2011-07-02 02:04 am (UTC)(link)
Ирония, конечно. Я хотела сказать, Окуджава достойно пишет о войне. Неприятие войны по-разному можо выразить.

[identity profile] beglyi.livejournal.com 2011-07-14 06:52 am (UTC)(link)
Окуджава был стопроцентный пацифист. И он это внутренне обосновал для себя - это не было неосознанным порывом. Но он был романтиком, и всё, что отвергал, и всё, что принимал, он облекал в романтические одежды. Здесь его песня, которую пел, как я сравнительно недавно, несколько лет тому назад выяснил, в некоторой вегетарианской версии: http://audiopoisk.com/track/bulat-okudjava/mp3/ne-ver-voine-mal4i6ka/ Я слышал, как он читал этот текст как стихотворение. Это было иначе. :)Хоть теперь аккаунт платный, а как выделить не знаю. Так я - заглавными буквами: Не верь войне, мальчишка! НЕ ВЕРЬ - ОНА ГРЯЗНА. КАК КИРЗАЧИ, МАЛЬЧИШКА, В МОРОЗ ОНА ТЕСНА. Твои лихие кони не смогут ничего. Ты весь, как на ладони - все пули в одного. Выходит, что война - это грязь, а мальчишка - это очень красиво, очень благородно, как благородны и прекрасны наши девочки в предыдущей записи у mi_ze. Не знаю, почему ссылка не синеет. Да это легко в Интернете найти.
Edited 2011-07-14 07:12 (UTC)